Тел. 326-55-89 e-mail: resurs@resurs-spb.ru
Одна из аварийных ситуаций на железной дороге - наезд поезда на тупиковую призму железнодорожной станции, который может произойти во время прибытия пассажирских поездов или электропоездов. Решение задачи защиты людей и подвижного состава в подобных случаях становится все более актуальным.
Еще в 1999-2000 годах ООО "Ресурс" и ФГУП ВНИИЖТ провели комплекс работ по созданию путевого энергопоглощающего упора (ПЭУ), предназначенного для защиты пассажиров и локомотивной бригады при ударе поезда в тупиковую призму со скоростями до 10 км/ч.
Результатом стала разработка опытных вариантов ПЭУ, их изготовление и стендовые испытания, в том числе динамические (на копре ФГУП ВНИИЖТ).
В разработанном ПЭУ гашение энергии движения поезда реализовалось путем использования волочения, то есть протаскивания толстостенной трубы из низколегированной стали через фильеру - стальное кольцо, выполненное из легированной закаленной стали.
Устройство простое, технологичное и дешевое в изготовлении, почти не требует обслуживания и имеет практически неограниченный срок службы. При этом габариты по длине ПЭУ составляют около 1,5 метров.
Троекратные натурные испытания ПЭУ (в декабре 2002 года, в декабре 2004 года в Санкт-Петербурге и в июле 2007 года в Москве) показали высокую эффективность его применения при аварийной остановке двенадцативагонного электропоезда со скоростью до 10 км/ч. При этом действующее на человека продольное ускорение не превысило безопасного уровня.
19 августа 2005 года произошел аварийный наезд почтово-багажного поезда со скоростью 23 км/час в оборудованный ПЭУ тупик Ярославского вокзала Москвы. Несмотря на более чем двухкратное превышение расчетной скорости и значительного превышения расчетной массы поезда усторойство доказало свою эффективность в части значительного снижения тяжести последствий таких наездов: поврежден только один вагон, ни один вагон не сошел с рельсов, жертв нет.
На сегодняшний день нашим предприятием изготовлены более ста ПЭУ для Московской железной дороги и силами ЗАО "ЦЕНТР ВНЕДРЕНИЯ Московской железной дороги" они установлены на всех вокзалах Москвы, кроме Ленинградского.
Изготовлены ПЭУ для оборудования подъездных путей космодрома "Восточный", для установки в вокзальные тупики приема электропоездов г. Адлер, а также для Калининградской железной дороги.
В настоящее время, в связи с появлением более энергоемких, но более габаритных и дорогих ПЭУ, устройство ООО "Ресурс" под обозначением ПЭУ1400 применяется в тупиках путей, предназначенных для приема непассажирских поездов.